Венеция: от Понтекорво до Мюллера
Прислано film1 на Сентябрь 11 2008 09:16:44



Самый старый международный кинофестиваль является одновременно самым противоречивым и изменчивым. За годы истории в Венеции сменилось 19 директоров, в то время как в Каннах и в Берлине всего по четыре. Это связано с самой структурой фестиваля. Этим материалом мы продолжаем серию публикаций о самых известных мировых кинофествалях.
Расширенные новости
Венеция: от Понтекорво до Мюллера


Самый старый международный кинофестиваль является одновременно самым противоречивым и изменчивым. За годы истории в Венеции сменилось 19 директоров, в то время как в Каннах и в Берлине всего по четыре. Это связано с самой структурой фестиваля. Этим материалом мы продолжаем серию публикаций о самых известных мировых кинофествалях.

Изначально созданный по инициативе итальянского диктатора Муссолини, он всегда испытывал сильное политическое давление, и объявления победителя нередко сопровождались ураганным свистом разгневанной публики. Бюрократия и организационный хаос Венецианского кинофорума стали притчею во языцех. Руководитель фестиваля до сих пор назначается непосредственно итальянскими чиновниками культуры, а они, как известно, сменяются с завидным постоянством. Граф Вольпи, потомок основателя и неофициальная глава Мостры, давно уже предлагает приватизацию фестиваля, однако всерьез надеяться на эту возможность пока не имеет смысла.

В начале 90-х директором Венецианского кинофорума назначается известный итальянский режиссер Джилло Понтекорво. Его самая знаменитая картина ("Битва за Алжир") была награждена в 1966 году "Золотым львом". Понтекорво сменил на этом посту кинокритика Гульельмо Бираги, руководство которого было отмечено значительными сдвигами в фестивальной программе. Бираги делал упор на экспериментирование, внедрение необычной кинематографии (Индия, Ливан, Корея, Турция, Норвегия) и открытие новых авторов. Понтекорво поставил себе цель сделать Венецию столицей высококачественного кино. Новый директор действует в двух направлениях: с одной стороны, вернуть на остров Лидо великих режиссеров и кинозвезд, с другой - оживить Венецию новым поколением кинематографистов. Стараниями Понтекорво фестиваль действительно был реанимирован.Он сумел добиться участия и больших голливудских фильмов, и картин неизвестных, но многообещающих авторов. Особого упоминания в связи с этим заслуживает появление в фестивальной программе 1992 года работ молодых итальянских режиссеров Марио Мартоне ("Смерть неополитанского математика"), Аурелио Гримальди ("Акла, спуск в шахту Флористелла"), Карло Карлеи ("Бегство невинного"), англичанки Салли Поттер ("Орландо") и ирландца Нейла Джордана ("Игра с плачем"), который через четыре года будет награжден "Золотым львом" за биографическую ленту "Майкл Коллинз". Одним из новшеств, введенных Понтекорво для привлечения молодых талантов, стала секция "Finestra sulle immagini" ("Окно в воображаемое"), включавшая кино и видеоработы, короткий и полный метр, анимацию - в общем, все новое и необычное в сфере аудио-визуальной продукции.

В 1997 году директором кинофестиваля был назначен Феличе Лаудадио - человек, известный своей феноменальной активностью и большим опытом в проведении небольших кинофестивалей. Он меняет политику по отношению к Голливуду и предпринимает попытки борьбы с венецианской бюрократией - неудачно. В период руководства Лаудадио на фестивале царит атмосфера "анти-папарацци": никакой ставки на голливудские фильмы и суперзвезд. Зато Венеция открывает миру имя Такеши Китано. В 1997 году японский режиссер получает главную награду за фильм "Фейерверк". С этого фестиваля и с этой победы началась его культовая международная карьера. Фаворитами 1998 года единодушно считались Эрик Ромер ("Осенняя история") и Эмир Кустурица ("Черная кошка, белый кот"). Однако, руководствуясь принципом, что в Италии хотя бы иногда должен побеждать итальянский фильм, жюри наградило картину Джианни Амелио "Как мы смеялись", снятую по мотивам киношедевра Лукино Висконти "Рокко и его братья".

С 1999 по 2001 год руководителем Мостры был Альберто Барбера, возглавлявший до этого молодежный туринский фестиваль. Он делает еще меньшую ставку на мировых кинозвезд. Главными фестивальными удачами в этот период стали фильмы "Бойцовский клуб" Дэвида Финчера, "Быть Джоном Малковичем" Спайка Джонза, "Остров" Ким Ки-дука (первое появление режиссера на международной арене), "Пока не наступит ночь" Джулиана Шнабеля, "Собачья жара" Ульриха Зайдль, а все "Золотые львы" были отправлены на Восток ("Ни одним меньше" Чжана Имоу, "Круг" Джафара Панахи и "Свадьба в сезон дождей" Миры Наир).

На смену Альберто Барбере приходит Мориц де Хадельн, в течение 22 лет стабильно возглавлявший Берлинале. Венецией он руководил всего два года. Большое внимание в этот период привлекает киноальманах "11 сентября", посвященный американской трагедии, и картина шотландца Питера Мюллана "Сестры Магдалины", завоевавшая в итоге "Золотого льва", несмотря на ярые выпады католической прессы. В 2003 году на фестиваль съехалось множество именитых гостей, включая Джорджа Клуни и Кэтрин Зету-Джонс (с фильмом "Невыносимая жестокость"), Шона Пенна и Наоми Уотс (с картиной "21 грамм"), Энтони Хопкинса ("Запятнанная репутация"), Сельму Хайек и Джонни Деппа ("Однажды в Мексике"), Билла Мюррея ("Трудности перевода"). Итальянцы были уверены, что картина "Доброе утро, ночь" Марко Белоккио принесет Италии десятого "Золотого льва", однако жюри под председательством их соотечесвенника Марио Моничелли отдало предпочтение российскому режиссеру Андрею Звягинцеву, представившему на фестивале свой дебют "Возвращение". На этом руководство Морица де Хадельн подошло к концу, и его должность занял действующий директор Мостры Марко Мюллер.

Мюллер - китаист, знаток редких китайских диалектов, культуры, кинематографа - был одним из тех, кто внедрил в Европе моду на китайское кино. В свое время он руководил фестивалями в Роттердаме и в Локарно, с 1980 по 1994 года сотрудничал с Венецианским фестивалем в отборе азиатских картин, а также занимался продюсированием (в частности, фильмов Сокурова "Молох" и "Солнце"). Уже первый фестиваль, проведенный под руководством Мюллера, показал его отличные менеджерские качества. Новый директор Мостры смог, в частности, убедить Голливуд в том, что Венеция - это не только фестиваль авторского кино, но и хороший старт для дальнейшей раскрутки крупнобюджетных фильмов. В 2005 году на острове Лидо можно было заметить Стивена Содерберга, Джереми Айронса, Монику Белуччи, Сьюзен Сарандон, Рассела Кроу, Изабелль Юппер, Энтони Хопкинса, Тима Бертона. Главными фаворитами фестиваля считались фильмы "Спокойной ночи и удачи" Джорджа Клуни и "Гарпастум" Алексея Германа. Но, как обычно, венецианское жюри руководствуется своими законами при выборе победителя. Им стал Энг Ли с фильмом "Горбатая гора", который позже был награжден тремя Оскарами (за лучшую режиссуру, адаптированный сценарий и музыку). В 2007 году Ли снова оказался на коне благодаря картине "Вожделение" - два "Золотых льва" в рекордно короткий срок.

Уже пятый Венецианский кинофестиваль будет проходить под руководством любителя восточного кино Марко Мюллера, который, по всей видимости, чувствует себя довольно уверенно в этой должности. Кстати, в этом году страны Востока, уверенно побеждающие в Венеции последние годы, удивительно слабо представлены в фестивальной программе: всего 4 японских, 3 китайских, 2 иранских и 1 индийский фильм. Возможно, нас ожидают новые венецианские сюрпризы.